Вы находитесь здесь: Главная > Фильмы > Личное дело Анны Ахматовой

Личное дело Анны Ахматовой

Личное дело Анны Ахматовой

Личное дело Анны Ахматовой

Настоятельно рекомендую всем, кто хочет соприкоснуться с художественным (именно с художественным!) осмыслением проблемы «человек и история», кто стремится увидеть знаменитые события в необычном ракурсе, посмотреть работу Семена Арановича — фильм об Анне Ахматовой.

Картина эта является логическим (и художественным!) продолжением того, что Аранович делал в своих лентах о Горьком и Шостаковиче. Вновь великий человек, выдающийся деятель национальной и мировой культуры рассматривается автором через призму тех событий и драм, в которые был погружен весь наш народ.

В новом фильме этот принцип соблюдается даже более четко и последовательно, чем в предыдущих. Немудрено! Судьба Анны Андреевны Ахматовой, как, быть может, никакая другая из великих судеб, неразрывно связана с кашей национальной драмой.

Ахматова, к счастью, не была убита, не окончила свои дни безвестной узницей ГУЛАГа, но страдания, выпавшие на долю женщины-поэта, были столь огромны и невыносимы, что воистину следует благодарить Бога за то, что она смогла дожить до 1965 года.

В том, что фильм начинается с похорон Ахматовой, в том, что прощание с ней станет ключевым эпизодом, к которому на протяжении всего фильма режиссер не раз вернется, — в этом есть глубокий смысл.

Уход из жизни поэта будет постоянно «рифмоваться» с торжеством «идеального государства», которое долго и упорно стремились возвести на кашей земле различные временщики, неизменно считавшие себя спасителями человечества. Ведь еще древний философ Платон, размышляя о структуре идеального государства, полагал, что в нем не будет места поэтам и художникам.

Так и вышло. Создавая державу «всеобщего счастья», вожди уничтожали духовность и художников — ее носителей. Взрывались храмы, а вместо них массам предлагался экстаз демонстраций на Красной площади. Создавался «человек нового типа» и — убивали Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, травили Михаила Зощенко и Бориса Пастернака. Все они «идеальному государству» не нужны. Думают чего-то, сочиняют непонятные нар-р-ро-ду стихи и романы!.. Ужо мы их!

Отвратительные слова ждановского доклада, ставшие несмываемым позором для тех, от чьего имени они произносились, звучат в картине в тот момент, когда мы видим Анну Андреевну в гробу. Это не просто удачная режиссерская находка. Это, очевидно, главный художественный образ фильма.

Когда члену высшего руководства страны позволительно в публичном выступлении так оскорблять не поэта даже, а просто женщину, тогда поэты действительно должны умереть, а женщины — притерпеться к чиновному хамству. И не будет женщин — будут работницы физического и умственного труда. И поэтов не будет — их заменят члены Союза писателей. И там, где когда-то жил Дух, воцарятся Невежество и Бездарность.

И будет идеальное государство.

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика